Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира

10:27 9 июня
348
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, сложный многогранный процесс, включающий в себя живое наблюдение и опыты, проводимые ребёнком.

Детям младшего возраста по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, сохраняются надолго. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Для этого в детском саду созданы все условия: оборудована мини­лаборатория с необходимым набором инструментов и материалов, зоны активности ­ «Ферма», для изучения жизни домашних животных, «Лес и дикие животные», макеты «Аквариум», «Жилище человека», в уголке природы собраны разнообразные растения. Также совместно с детьми и родителями были собраны коллекции «Мир камня», «Виды тканей», «Бумажная история».

Исследование ­ это активная деятельность детей, позволяющая раскрыть тайны устройства материалов, веществ, образующих эти материалы, разобраться в связях и взаимодействиях между явлениями окружающего мира, упорядочить и систематизировать свои знания.

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, постоянно расширяется. Исследуя камни, дети не только классифицировали их, а также провели опыты и выявили взаимодействие с различными материалами. Отметив свойства и характеристики камней, предположили возможности их использования. И сделали вывод, что камень ­ важный элемент в природе и жизни человека.

Тайны земных недр и далеких планет открылись ребятам в экспериментах «Извержение вулкана» и «Солнечная система».

Работа по развитию у детей интереса к растениеводству была организована через опытническую деятельность «Волшебные семечки». В ходе исследования ребята узнали, что такое микрозелень, и познакомились с её полезными свойствами.

Один из самых любимых материалов для исследования – бумага. Её существует множество видов. На ней можно рисовать, её можно смять, разрезать, порвать, намочить, испачкать, даже гладить! Но, как оказалось, её нельзя постирать и зашить, чтобы бумага опять стала чистой и целой. Поэтому к бумаге надо относиться аккуратно и бережно.

Вода -­ ещё один предмет для исследовательской деятельности. Зимой детям предложили самим решить, что они хотели бы исследовать. Материалом для изучения как раз стала вода. Эксперимент помог дошколятам не только обобщить представления о зиме, явлениях природы, но и продолжить ознакомление с агрегатными состояниями воды, свойствами льда и снега.

Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети всё проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших открытий чувство радости. Так было, когда ребята сами вырастили «иней» на веточках. Дошколятам очень понравились веточки в инее, которые росли за окном, но их огорчало то, что такую красоту нельзя взять в группу, потому что она растает. Тогда ребятам предложили самим сделать «иней», который может находиться в тепле. С большим интересом дети провели опыт «Выращивание кристаллов» (на основе воды и соли) и получили «веточки в инее».

Исследования «Чем нюхает червяк?», «Сколько шуб у зайца?», «Как появляется птица?» помогли воспитанникам детского сада изучить живую природу. «Цвет кожи», «Стук сердца», «Вижу, слышу, говорю, чувствую» ­- это опыты, которые позволили узнать больше о человеке.

А во время организации и проведения познавательно-­театрализованной деятельности «Путешествие Капитошки» ребята не только показали знания о взаимодействии живой и неживой природы, но и раскрыли свои творческие способности.

Внедряя любую экспериментально-­исследовательскую деятельность, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ реализации.

Организация всех видов исследовательской деятельности предполагает, что любое ознакомление с окружающим миром для детей должно стать радостным, познавательным, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность, любознательность, самостоятельность, которые обеспечивают повышение уровня работоспособности и адаптивности в окружающей действительности.