Как советские карикатуристы боролись с врагом

9:43 8 мая
81
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Одними из первых, кто откликнулся на события Великой Отечественной войны, были художники-плакатисты и карикатуристы.

Однако не всем и не сразу нравилось «легкомысленное» искусство, раздавались голоса против «всяких несерьёзных», карикатурных изображений врага. По мнению критиков, военная обстановка требовала совсем другого подхода: уместны только гневные, суровые плакатные образы, показывающие зверства захватчиков, призывающие к отпору, к мести, к уничтожению фашистов. Несомненно, гневные, патетические, призывные плакаты играли огромную агитационную роль, но сатирические агитационные плакаты и листовки вели свой жестокий огонь по врагу.

В первые же дни войны были созданы «Окна ТАСС». В них сотрудничали поэты Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники Ефимов, Кукрыниксы, Горяев, Черемных. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна. Толпы москвичей собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт. В виде листовок их разбрасывали над оккупированными городами и сёлами с самолётов, внушая людям веру в нашу победу.

Среди первых плакатов Отечественной войны был плакат художника Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт». Немолодая женщина с суровым лицом держит в правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Главная мысль плаката: Родина-мать зовёт своих сыновей исполнить долг – защитить Отечество.

В 1942 году Дементий Алексеевич Шмаринов, советский и российский график, иллюстратор, создал цикл антифашистских рисунков под общим названием «Не забудем, не простим», проникнутый гневной патетикой и повествующий о страданиях и мужестве народа в борьбе с врагом. Эта серия рисунков в 1943 году была издана отдельной книгой в ленинградском издательстве «Искусство» и в этом же году получила Сталинскую премию второй степени. В годы войны Шмаринов также стал автором плакатов «Отомсти!» (1941) и «Красная Армия несёт освобождение от фашистского ига». Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника Виктора Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках, этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жён и детей от мук и страданий. Корецкий в этой работе мастерски использовал возможности фотографии с тем, чтобы придать изображению характер подлинной достоверности. Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно-красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени. Художники Николай Жуков и Виктор Климашин в 1941 году создали плакат «Отстоим Москву!», а в 1942 году появился плакат Эль Лисицкого «Всё для фронта! Всё для победы!».

Творческий коллектив Кукрыниксов возник в начале 1920-х годов. Такое название образовалось из первых букв фамилий трех художников – Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Мастера работали в гротескной манере, выступали на злобу дня. Популярность им принесли шаржи, карикатуры и книжные иллюстрации в сатирическом стиле. Особое внимание художники уделяли декоративной стороне изображения, стремясь сделать его броским и ясно различимым на расстоянии. Созданные по образу «Окон РОСТА», расклеенные на улицах городов, «Окна ТАСС» с яростной энергией боролись с фашизмом как с безумием, обвиняя его в бесчеловечности. Сами художники считали свое творчество «противостоянием». Проникнутое публицистическим пафосом, искусство Кукрыниксов противостояло варварству и жестокости фашизма. «Искусством разоблачительной метафоры» назвал карикатуры Кукрыниксов известный критик Александр Каменский. Казалось бы, смешной и презираемый враг уже не так страшен. Но сатирические образы врага, созданные художниками, вызывали отнюдь не смех, но гнев, отвращение и ненависть. Плакатная сатира Кукрыниксов не так уж смешна и точно не безобидна, она груба и прямолинейна, зла и желчна. Её эмоциональные характеристики – искренность и страстность. Художественные – виртуозное мастерство и пластическая экспрессия. Её историческое значение бесценно. Художники участвовали и в создании сатирического образа фашистов. Военный агитационный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на московских улицах спустя несколько дней после начала Великой Отечественной войны. На плакате они изобразили коварное наступление Гитлера на СССР и разорванный Германией договор о ненападении. Вражескую атаку на плакате мужественно отражает советский солдат. Рисунки художников публиковали в газете «Правда» на протяжении всей войны. Помимо плакатов, Кукрыниксы создавали листовки для солдат вермахта с призывом сдаваться в плен. Агитки массово забрасывали в тыл врага.

Под псевдонимом Дмитрий Моор работал мастер графики Дмитрий Орлов. Он был одним из основоположников советского агитплаката. Во время Великой Отечественной войны на агитационных плакатах художник изображал жестокость нацистов, к этому периоду относятся его работы «Зверь ранен. Добьем фашистского зверя!», «Ты чем помог фронту?». Сатирически он показывал руководство нацистской Германии – «Все на Г», «Людоед Гитлер». Карикатуры Дмитрия Моора формировали образ противника для населения в тылу и солдат на передовой, они показывали врага жестоким и глупым, и его легко побеждал герой – советский солдат.

Карикатуры советского и российского художника Бориса Ефимова публиковали крупнейшие советские газеты, журналы «Крокодил» и «Чудак». Персонажами карикатур – «живыми мишенями» Ефимова были политики Уинстон Черчилль, Невилл Чемберлен, лидеры фашистов Адольф Гитлер, Бенито Муссолини, сподвижник Гитлера – пропагандист Йозеф Геббельс. В годы Великой Отечественной войны Ефимов выезжал в действующую армию, он был в курсе событий на передовой и находил там сюжеты для карикатур и плакатов. Вместе с художниками Дмитрием Моором, Виктором Дени и Кукрыниксами он делал рисунки для «Окон ТАСС». За годы работы Ефимов нарисовал десятки тысяч карикатур, плакатов, иллюстраций и шаржей. Он писал в воспоминаниях, что форма карикатуры понятнее и нагляднее литературной формы, потому что рисунок «переводит факты с языка логических понятий на язык зрительных образов». Заслуги Бориса Ефимова в годы Великой Отечественной войны отмечены медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией».

Кроме плакатов, большую роль в пропаганде играли листовки. В них были сведения о боях, о военных действиях, о последних наступлениях. Листовки издавались в Главном политическом управлении Красной Армии, их печатали в большом количестве для бойцов. И на последней странице было написано «Прочитав, передай товарищу». На некоторых плакатах и листовках использовались фотографии. В сочетании с сильным эмоциональным текстом они воспринимаются очень остро. «Звериные фашистские орды рвутся к Москве. Враг хочет разрушить столицу, залить её улицы кровью. Не бывать этому! Не топтать фашистскому сапогу улиц великого города. Вместе с Красной Армией на защиту Москвы несокрушимой стеной встаёт всё население столицы», – гласит фотогазета 1941 года.

После поражений первого года войны наша страна познала и радость побед. Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам Европы. Примером может служить плакат художника В. Иванова «Пьём воду родного Днепра». Плакаты последних лет Великой Отечественной войны посвящены победоносным завершающим сражениям. Они прославляют героический подвиг советского народа, ценой великих жертв спасшего человечество от фашистского рабства. В военное время часто переделывали известные произведения, превращая их в настоящую агитационную и пропагандистскую литературу. Сюжет оставался узнаваемым, но смысловая нагрузка получалась другая. Одним из ярчайших примеров этого можно считать «Сказку про народную репку», которую придумал и нарисовал в 1941 году художник политического плаката и сатирической графики Борис Широкорад. Сказка, рассказанная на новый лад, с иллюстрациями-карикатурами, с узнаваемыми врагами и со счастливым концом как нельзя лучше поднимала дух читателей. Даже в самое страшное время люди не переставали верить в победу. Существовал и анимационный агитплакат. В 1941 году вышел мультипликационный журнал студии «Союзмультфильм», который был посвящён борьбе с фашизмом. В первом плакате под названием «Чего Гитлер хочет» и созданном Иваном Ивановым-Вано, перечисляются намерения Гитлера, среди которых – «хлеб у колхозников отнять, заводы буржуям отдать, землю усеять гробами, свободных сделать рабами». После чего с экрана звучит, что получит он только пожары, штыки и свинец. Такими же безапелляционными выглядят и остальные три плаката: Ольга Ходатаева в части «Бей фашистских пиратов» представляет вражеские подводные лодки акулами, которым не удается скрыться от советских ракет даже под толщей воды; «Бей врага на фронте и в тылу» Валентины и Зинаиды Брумберг посвящен партизанской борьбе с диверсантами, а «Крепкое рукопожатие» Александра Иванова – совместным действиям союзников, советских и британских армий. Плакаты для журнала рисовали главные режиссёры-мультипликаторы «Союзмультфильма», стоявшие у истоков и студии, и советской мультипликации в целом. Стилистически они похожи на рисованные агитационные плакаты и листовки времен Великой Отечественной войны и одновременно являются яркими образцами работ, созданных мастерами в то время ещё молодой, но уже сформировавшейся и, главное, самостоятельной анимационной школы.

Советские художники-плакатисты выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись борьбы и побед, которая никогда не забудется нашим народом.