Комсомольский билет! Ты у сердца согрет

10:57 23 октября
304
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Сто пять лет комсомолу – прекрасная дата. Об этом когда-то, 70 лет тому назад, мы только мечтали: увидеть бы, какая жизнь будет в социалистической стране, построенной по новым чертежам и планам молодыми руками новых хозяев земли?!

Всматриваясь в своё прошлое, разбирая поведение подруг и товарищей по школе, институту и дальнейшей работе в Советском прекрасном трудовом государстве, я не стыжусь ни за кого из нас и вижу честно прожитые годы. Примером во всей «этой буче, боевой, кипучей», был Ленинский комсомол – союз передовой, сознательной молодёжи из рабочих и крестьян, а также студенчества и старшеклассников школ.

Созданный в тревожном для страны советов 1918 году, окружённой врагами «с 16 разных сторон», он должен был стать резервом большевиков Ленинской гвардии - и стал им.

Первой задачей комсомола был разгром белогвардейских войск и изгнание их с просторов советской России: из Приамурья и с Урала, из Крыма и с Украины. И уходили комсомольцы на Гражданскую войну, потому что дан приказ. А потом надо было гоняться за бандами, которые особенно зверствовали перед своей погибелью на Кубани и донецких степях! Десятки тысяч жизней отдали комсомольцы-орлята, воспетые в бессмертной песне, за Советскую власть! Правительство достойно награждало воинов-комсомольцев, выдвигая их на ответственные посты восстановления разрушенного войной хозяйства, а именами павших за Родину называли улицы и посёлки, присваивали звания колхозам и пионерским дружинам. И мы росли и пели песни о Каховке, орлёнке и тачанке, о счастливой солнечной жизни в нашей стране и о танкистах и пограничниках, охраняющих мирный труд и границы Родины. Сколько фильмов было создано перед войной в 30-е годы об этой героической поре! И мы смотрели их самозабвенно, становясь частью тех бойцов и отрядов! «Чапаев», «Котовский», «Щорс», «Волочаевские дни» и «Р.В.С»! Это было самовоспитание, и не следовало нас поучать, как надо Родину любить.

А перед комсомолом вторая задача призывно встаёт: «Все на трудовой фронт»!- и не даёт ни часу роздыха! Одни комсомольцы идут в шахты рубить уголёк – стране нужны домны; другие возводят «Магнитку», новый город и мечтают, что это будет город-сад! Комсомольцы развернули впервые созданное ими социалистическое соревнование бригад; по призыву партии борются с неграмотностью населения сёл и строят новую жизнь во всех её проявлениях.

Но «чтобы строить – надо знать; чтобы знать – надо учиться, учиться упорно, терпеливо». Это уже напутствует молодое поколение Сталин: не хватает специалистов, а «кадры решают всё». И это третья задача комсомола.

Для меня в детстве слово «комсомол» символизировала строящаяся на глазах у зрителей спортивная пирамида. В 30-40-е годы это было всеобщим увлечением спортивной молодёжи. «Всё выше, и выше, и выше»!– звучал «Марш авиаторов» – и сплетённые загорелые мускулистые руки ребят и плечи, прижатые туго, надёжно страховали смельчаков-верхолазов! Иногда пирамида достигала 3-хметровой высоты. Наверху кто-то поднимал флажки или звезду, а иногда портрет И.В. Сталина, и зрители яростно и весело аплодировали. Это было волнующе красиво.

Старшеклассники-комсомольцы ходили стайками, рассуждая, размахивали руками. На груди у каждого красовался знак ГТО. Нам они казались особенными. Их руками был построен тир, оборудована спортивная площадка, никогда не пустовавшая. Футбол и волейбол, стук мяча были тоже ритмами того времени. Любимыми песнями, которые на ежегодно проводимых Олимпиадах школьников старших классов района пел их хор, руководимый моим отцом, учителем Королём Яковом Казимировичем, всегда побеждал слитностью голосов и особым боевым настроем. Любимыми песнями были: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» «Идём, идём, весёлые подруги»»! «Марш весёлых ребят» звал «Шагай вперёд, комсомольское племя»! Были и другие песни. Они предупреждали о вражьем окружении, учили быть начеку: «Три танкиста», «Если завтра война»… В посёлке часто проводились военно-спортивные игры, и одна из них должна была быть развёрнута 22 июня 1941 года. Уже подтягивались отряды участников из отдалённых школ – а утром… началась настоящая война, долгая и кровопролитная! И юные комсомольцы-добровольцы скоро покинули родное местечко и стали бойцами: Степан Кожарский, Иван Быстров, Павел Тренделев, Виктор Григорьев, Иван Муравьёв; часть из них стала курсантами Починковской Лётной школы.

Вот и наша комсомольская пора наступает, стойкого племени детей, опалённого войной. Вступали в ряды комсомола сознательно, не в 14 «разрешительных лет». Близилась 30-я годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции, и мы, подруги ещё довоенных лет, очень переживали о многом. Вдруг спросят, готова ли я перенести любые пытки врагов, но не выдать товарищей по борьбе, как это мужественно вытерпели молодогвардейцы, Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина? Мы пытались проверить своё мужество: удаляли больной зуб без наркоза, держали минуту ладонь над свечой, ходили босиком по снегу, и об этом никто не знал. Всё было серьёзно, не смешно. Хождение босиком не дало даже насморка – такое нервное напряжение оказалось! Со свечой хуже всего: рука сама отдёргивалась, приходилось просить удерживать её, но не издавать никаких «ой»!

Готовились очень ответственно, даже вновь учили Конституцию, устав и «моральный кодекс», и я даже ночью, просыпаясь, проверяла себя. Нас принимали группой из 7 человек: Тоню Сиглаёву Тамару Щеглову, меня и ещё Валю Андронову из нашего класса, остальных из 8-а. В райком пришла вместе с Зямой Белкиным, секретарём школьной комсомольской организации и «группой болельщиков», почти весь наш 9 класс! В зале сидела комиссия из 3-х человек, я запомнила лишь Лизу Святкину из редакции. Секретарь райкома Петров был из бывших фронтовиков, очень парадно одет в форму и при множестве наград и каких-то значков. Говорили, что он на фронте служил в разведроте и мастерски добывал немецких «языков». Был он небольшого роста, с короткими руками, которыми постоянно хлопал себя по бокам, когда волновался, и бегал по залу. При этом напоминал какую-то знакомую птицу!

Первой вызвали Валю (по алфавиту), минут через 15 – меня. Кто-то из членов комиссии попросил коротко рассказать биографию. Когда услышал, что отца замучили немцы, сказал: «Расскажите, что об этом известно, от кого»... Спросил, почему такая фамилия. Ответила: «Сама удивляюсь, папа был из очень бедной семьи, и семья рано осталась без кормильца. Фамилия белорусская, там таких много» Сказал: «Героев Великой Отечественной войны Вы, конечно, знаете, а вот кто из героев-комсомольцев руководил подпольем на Дальнем Востоке?» – Отвечаю: «Им был Виталий Бонивур, очень смелый и находчивый юноша, умевший пробираться в самое логово врагов» – «Да, хорошо. Ну, а на западе кто из известных комсомольцев вёл борьбу с бандитизмом и был примером на трудовом фронте?» – Отвечаю: «Это, конечно, Николай Островский и герой его романа, всеми любимый Павка Корчагин» – «Оч-чень хорошо, вижу, что много читаете. А каковы Ваши успехи в учёбе»? Услыхав, что у меня три четвертных «тройки», вскочил, возмущённо затряс головой и захлопал руками: «Как? С таким табелем Вы идёте в комсомол! Вы должны приналечь на эти предметы, дать обещание исправить положение!.. Будете учиться серьёзно»? Отвечаю, что уже много раз начинала сначала, но за это время класс ещё дальше уходил – и снова отставала. Математика меня в себя не допускает. – «Вы ещё и шутите»! – «Нет, это правда». Пауза…– «Позовите следующую: Козлову Ларису»…

Болельщики зашумели: «Почему так долго?», «Какие были вопросы?» Пришлось ещё раз всё пережить. Думала, что отправят меня «учиться, учиться и учиться», но ВСЕХ приняли!! Собрав нас всех в зал и построив, секретарь Петров сказал речь: «Я рад тому, что Монастырщинская средняя школа сегодня пополнила свою комсомольскую организацию на 7 достойных комсомольцев. Все политически грамотные и Делу партии Ленина-Сталина верны. Хорошо разбираетесь в текущем моменте, знаете законы Конституции. Но учёба у всех запущена, хотя и не имеете двоек. Надо объявить соревнование в учёбе между классами, самим к себе повысить требовательность – и всё начнёт получаться. А мы возьмём вас под контроль», – и Петров начал вручать нам комсомольские билеты. Он громко называл фамилию, как перед строем,– и кто-то из нас делал шаг вперёд, а секретарь крепко жал руку, даже слишком крепко, и говорил: «ПРаздравляю»! И так 7 раз: «ПРаздравляю»! Непонятно, зачем так, или он не знал произношения этого слова? А что касается его напутственной речи, то считаю её вполне уместной и содержательной, хотя в ней и много «канцеляризмов». Я её запомнила навсегда, как и этот великий день.

Мы выбежали на улицу, Тоня закружилась и крикнула: «Нам нынче весело!» «Весело!»– откликнулась я. «Весело!» – ещё громче крикнула Тамара, и, взявшись за руки, мы побежали по своей Советской улице, словно полетели на лёгких крыльях! Добежали до школы, до нашей крохотной комнатушки. Мама ждала нас с чаем. А к нему был хлеб с брусничным повидлом, за неимением сахара сваренного с кормовой свёклой. И её маленькие кусочки показались нам мармеладом – так было вкусно и радостно! А ещё мама подарила мне книгу драматических произведений Александра Островского, на которой до сих пор сохраняются слова, написанные красным карандашом: «ЛЮБИ РОДИНУ БОЛЬШЕ ЖИЗНИ»! – она как будто знала мои мысли. СПАСИБО, МАМА!

Друзья нас радостно приветствовали на первом комсомольском собрании! Его вёл Шарыкин Василий. Он довольно строго потребовал тишины и внимания. Все послушно и выжидательно затихли. Слова попросил Николай Левый из 8-а. Он неожиданно поднял вопрос о необходимой помощи Троицкому детскому дому. Там бедственное положение с детской одеждой, а впереди зима. Дети там с первого по седьмой классы сироты со всей Смоленской области. Пусть каждый комсомолец окажет посильную денежную помощь, я сдаю свои двухнедельные «кормовые» 25 рублей» Все зашуршали по карманам, но денег у многих не оказалось. Председатель собрания дождался тишины и предложил дать трёхдневный срок, чтобы все побывали дома и поговорили со своими домашними, а также разделить улицы посёлка между комсомольскими рабочими парами и обойти население с той же целью. Всё это делалось спонтанно и, наверное, неправильно с юридической стороны, но зато оживлённо и искренне.

Все разбились на пары и выбрали кусочки улиц. Так я получила первое комсомольское поручение, и выполнять его мы отравились с Женей Козиным. Мы взяли с собой большую насыпку (мешок поприличней), коробку из-под обуви, в которой прорезали щель, как в урне для голосования, и опечатали её сургучом. Ещё была тетрадь и химический карандаш. Нельзя сказать, что нам страшно радовались люди и сыпали в мешок, как в колядки. Но мы не спеша размещались в стороне и давали понять, что надолго… Хозяева отдавали вязёнки, шарфики, платки, носки, иногда рубашки для подростков, пиджаки. Условие одно: чтобы вещи были чистыми и целыми. Деньги давали скупо, реже по 5 рублей, чаще же три рубля. Мы всё это тщательно учитывали и просили хозяев расписаться.

На другой день Тася Андреенкова предложила устроить в клубе платный благотворительный концерт и средства присоединить. Всего собрали 3 тысячи рублей и несколько мешков вещей. Коробки с денежными сборами вскрывали в присутствии счётной комиссии и секретаря комсомольской организации Зиновия Белкина. Всё как в банке! Делегация от комсомола школы и директора отвезла вещи в детский дом своевременно с большой благодарностью…

Я горжусь своими школьными друзьями-комсомольцами. Никто пути пройдённого у нас не отберёт!

Елена Король