Миномётчики Шумовы

9:25 8 мая
Олег Посыпайло
93
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Семьи военнослужащих подолгу на одном месте не засиживаются. Страна наша очень даже не маленькая, послужить есть где. Мой отец был военным, и я тоже. По стране поездить пришлось немало. Бывая в Ленинграде, а после переименования в Петербурге, я всегда посещаю два музея – Центральный военно-морской музей и Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

До недавнего времени я как-то не очень концентрировал внимание на экспозиции, посвященной миномётам. А тут остановился у полкового миномёта времён войны. Это был «120-мм полковой миномёт обр. 1938 года». Оказалось, что в годы войны этот миномёт послужил на совесть. С марта 1942 года и до конца войны его обслуживал расчёт братьев Шумовых. Может быть, только поэтому сохранился в целости и сохранности этот миномёт – уникальная боевая реликвия.

В конце XIX века предки Шумовых пришли в Сибирь из Смоленской губернии. На Алтае они осели и расселились, занимаясь хлебопашеством, условия для этого были подходящими. Перед Первой Мировой войной несколько семейств из большого рода Шумовых ушли в Урянхайский край и расселились в этой глухомани. После революции в этом регионе была образована Тувинская народная республика. После вхождения в состав СССР проживающее на территории Тувы население получило некоторые льготы, в том числе по призыву в Красную Армию. В конце 1941 года в СССР военная обстановка стала критической, армия остро нуждалась в бойцах.

В Туве тоже была объявлена мобилизация. Семейный совет Шумовых собрал старейшина Никита Фаддеевич. Решено было направить добровольцами на фронт от всех трёх семейств шестерых братьев – Ивана, Луку, Авксентия, Семена, Василия и Александра. Добровольцы и призванные по мобилизации были направлены в запасной полк под Красноярск. В запасном полку готовили всех по программе «стрелок маршевого пополнения». Две недели призывников и добровольцев учили очень напряженно. Изучали карабин «Мосина», пистолет-пулемёт ППШ, ручной пулемёт Дегтярёва, станковый пулемёт «Максим». Обучали штыковому бою, ведению наступательного и оборонительного боя в составе взвода и роты. Шумовы учились упорно и настойчиво, понимая, что всё это необходимо в бою. В составе маршевого пополнения Шумовы были отправлены на Ленинградский фронт. 18 марта 1942 года маршевая рота выгрузилась на станции Глажево и пешим порядком направлена на пополнение частей и подразделений 11-ой стрелковой дивизии. Дивизия в это время вела жестокие оборонительные бои. Шумовы при распределении попросили направить их в одно подразделение, всех шестерых, потому что они братья. В Красной Армии братьев или близких родственников старались не разделять. Близнецов вообще было запрещено отправлять служить в разные подразделения. Лейтенант Пинхус Бриль составил из них расчёт «120-мм полкового миномёта обр. 1938 года» в 3-ей батарее. Вскоре расчет Шумовых в совершенстве овладел своим оружием. Однако проблему с обмундированием и обувью для Луки, Ивана и Василия пришлось решать командиру дивизии. В запасном полку для них не смогли подобрать одежду. Ростом они были под два метра каждый. Приказом командира 11-ой стрелковой дивизии полковника Грибова им определили норму 1,5 пайка и пошили обмундирование, шинели и обувь. Напомню, дело происходило на Ленинградском фронте весной 1942 года.

Первый бой Шумовы приняли уже 7 апреля под Макарьевской Пустынью… Их расчёт точным огнём уничтожил станковый пулемёт и несколько пехотинцев. Тяжёлые бои батарея вела у деревень Кондуя, Дубовик, Липовик и Малиновка. Полковые миномёты били на 6200 метров миной весом 16 килограммов. Пушки и гаубицы калибров, близких 120-мм, били гораздо дальше, поэтому и ставили их за спиной стрелковых частей - в тылу, а вот миномёты воевали в боевых порядках стрелковых полков. Проще говоря, почти на самой передовой. Чтобы можно было поражать цели на передовой и в ближнем тылу немецкой пехоты. На Ленинградском фронте передовая линия почти не меняла положения, деревни и поселки по несколько раз переходили из рук в руки. После боёв весны и лета 1942 года за Липовик наводчика Александра Шумова представили к награждению медалью «За отвагу», в наградном листе указано: «Во время отражения атаки фашистов в районе 163-го стрелкового полка вблизи деревни Липовик благодаря его быстрой наводке было уничтожено 70 фашистов, три ротных миномёта и один ручной пулемёт».

В июле 1942 года медалью «За отвагу» наградили Авксентия, Василия, Ивана и Луку. Награды вручал член военного Совета 4-ой армии бригадный комиссар Дмитрий Холостов (ЧВС 4-й армии). Всё лето 1942 года 11-я стрелковая дивизия ведёт непрекращающиеся бои. В этих боях росло и оттачивалось боевое мастерство расчёта Шумовых. Расчёт быстрее остальных разворачивался на позиции и раньше открывал огонь. Мало того, братья настолько чётко работали во взаимодействии, что почти в полтора раза быстрее выстреливали в цель мины. Обычный хорошо натренированный расчёт производил до 10 прицельных выстрелов в минуту, расчет Шумовых - 16-17 выстрелов. Отмечен случай в ходе одного из боёв, когда до падения первой мины расчёт Шумовых выпустил ещё 19 мин. Это кажется невозможным, однако несколько дней назад в ходе передачи на телевизионном канале «Звезда» этот эпизод тоже был озвучен и подтвержден.

Помимо высочайшей натренированности расчёта играла свою роль и богатырская стать братьев, и их выносливость. 120-мм мина весит 16 килограммов, и подносить их при ведении непрерывного огня надо успевать. И готовить каждый выстрел тоже необходимо очень тщательно и внимательно. Дело в том, что 120-мм миномёт заряжается и выстреливает мины в ствол. Мина опускается в ствол хвостовиком вниз, взрывателем вверх. После опускания до дна происходит выстрел, и если вторая мина опущена в ствол до выстрела, то происходит взрыв обеих мин в стволе. Такие случаи бывали, особенно в слабо обученных расчетах и при спешке ведения беглого огня во время отбития атаки противника. В конце декабря 1942 года 11-я стрелковая дивизия была переведена в состав 2-й ударной армии и назначена для прорыва блокады в ходе операции «Искра». Операция началась 12 января 1943 года. 11-я стрелковая дивизия наносила удар у рощи «Круглая» и высоты «Огурец»… Оборону пробили, но дивизия понесла большие потери. 320-й стрелковый полк шёл во втором эшелоне и имел задачей 17 января овладеть дорогой от Гонтовой Липки на Синявино. Бои шли жуткие, и полк нёс потери. Батарея, в которой воевали Шумовы, потеряла многих бойцов и командира, старшего лейтенанта П. Паламарчука. Далее батареей командовал старший лейтенант Федор Цивликов до самого конца войны. 18 января 1943 года блокада была прорвана, пробит узкий коридор вдоль берега Ладоги шириной около 8 километров.

Бои шли непрерывно, немцы стремились снова перекрыть коридор и прекратить снабжение города. Батарея постоянно вела огонь, поддерживая батальоны полка: у Гоктовой Липки, у рощи «Круглая», у торфяников Рабочего посёлка №7. В этих боях расчёт Шумовых неоднократно ставил стену огня, поражая атакующие цепи немцев, на пределе скорострельности. За эти бои расчёт нанёс большие потери немцам. Подсчитано: с марта 1942 года по июнь 1943 года расчёт Шумовых со своим миномётом прошел 800 километров, выпустил 13986 мин, уничтожив при этом более 400 захватчиков, огромное количество огневых точек, боевой техники вооружения. Результат потрясающий! Старший сержант Александр Шумов был награжден Орденом Отечественной войны I-й степени. Ордена Красной звезды были вручены Авксентию, Василию и Луке.

В мае 1943 года о миномётном расчёте братьев Шумовых писали военные корреспонденты Александр Прокофьев и Павел Лукницкий. Они же и сфотографировали расчёт Шумовых. В январе 1944 года о подвигах Шумовых узнала вся страна – фотография шестерых бойцов-героев у миномёта была опубликована на обложке первого номера журнала «Огонёк».

После войны заслуженный миномёт поместили в музей, а братья вернулись на родину в Туву (сейчас Тыва).

Хочется отметить, что вермахт в начале войны не имел миномётов калибром близким к 120-мм. Однако они на себе испытали мощь этого оружия и оценили его простоту, надежность и технологичность. Они начали производить аналог «120-мм полкового миномёта обр. 1938 года» и поставлять его в вермахт. Немцы до конца войны производили и использовали ротные минометы калибром 50-мм. Наши ещё в 1942 году отказались от ротных миномётов как маломощных, увеличив производство 82-мм миномётов Шавырина и полковых миномётов.

В вермахте батальонный миномёт имел калибр 81-мм. При острой необходимости наши бойцы могли использовать немецкий боезапас, и делали это, если своего не было. При этом, конечно, уменьшалась дальность стрельбы и точность огня, но при отражении атак годилось. Немцы этого делать не могли. Ну а трофейные миномёты использовали и наши бойцы, и немцы. Если были подходящие снаряды.