Мотожизнь: впереди – километры пути

7:36 10 июня
Галина Белоусова
Наше интервью
268
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Всегда интересно пообщаться с человеком, увлечённым любимым делом. Беседа получается эмоциональной, живой, наполненной новыми для тебя историями, «вкусно» рассказанными собеседником. От таких людей заражаешься их энтузиазмом и азартом, начинаешь восхищаться тем, с каким удовольствием человек рассказывает об интересующем его деле, а то и сам «загораешься» и тут же задаешься вопросом: «А может, мне тоже попробовать?..»

И вопрос такой у нас возник после общения с Иваном НОВИКОВЫМ. А ещё стало понятно, почему его любят и уважают его воспитанники, в которых он так легко разжигает искру: Иван работает в Доме детского творчества педагогом дополнительного образования объединения «Картинг и мототуризм».

Иван – человек увлечённый и умеющий увлечь других, когда речь идёт о любимом деле. А его любимое дело – эндуро. Это очень интересный представитель класса двухколёсных, а название «зверя» пришло от многодневных спортивных соревнований на большие расстояния по сложным дорогам. У слова «эндуро» много вариантов перевода, но общий смысл один – выносливость. Действительно, как рассказал Иван Новиков, во время поездки по внедорожью или тренировки проверяются и сила духа, и волевые качества, и физическая подготовка пилота. Что касается самих соревнований, то в них мотоциклисты проходят большие расстояния, преодолевая все мыслимые и немыслимые природные препятствия: бездорожье, горные массивы, вода, а также искусственно созданные препятствия в виде брёвен, покрышек и так далее. Одним словом, соревнования эндуро – это незабываемая гонка, дарящая массу впечатлений любому мотоциклисту. С чего же началось увлечение нашего собеседника?

– Моё увлечение родом из детства, мне всегда нравились мотоциклы, – вспоминает Иван. – В 1996 году я мальчишкой пришёл первый раз в светловский мотоклуб, который тогда располагался в другом помещении, через дорогу от нынешнего здания ДДТ, мы занимали солдатский барак, а в 2000 году нам построили это здание, и мы переехали сюда. Здесь я уже продолжил заниматься, увлёкся мотоциклами – и остался по сей день.

Мальчишка вырос – а любовь к мотоциклам осталась с ним на всю жизнь. Сегодня Иван не просто любитель мотоспорта и бездорожья, хобби давно переросло в нечто более серьёзное: теперь он ещё и судья Чемпионата России по эндуро на мотоциклах экстрим.
Иван Новиков отметил, что у нас этот вид соревнований слабо развит и динамики практически нет. Только в последние пять лет в нашем регионе произошёл скачок, поскольку стали наконец организовывать официальные соревнования, а у регионов появилась возможность взаимодействовать друг с другом. Знающие люди понимают, какие огромные ресурсы и финансовые вложения требует этот вид спорта, и всё ложится на плечи участников: лицензия, стартовые взносы, переезды на новые местоположения... Любой технический вид спорта – очень затратный. Но увлечённые люди есть – так стали появляться команды.

– Мои первые серьёзные гонки, которые запомнились, – это этап Чемпионата России по эндуро в 2009 году, который проходил в Самаре. Меня захватили с собой друзья из Краснодара. Они ехали на машине с прицепом, у них имелось место под мотоцикл. Мы до этого вместе путешествовали. К слову, мотоцикл до того универсальный, что мы можем и просто куда-то далеко путешествовать с палатками, и на этих же мотоциклах в соответствующем классе участвовать в соревнованиях. Мне давно хотелось это попробовать, и вот появилась такая возможность, меня взяли на соревнования. Я позвал ещё друзей, и мы поехали большой компанией на нескольких машинах в Самару. Это было равносильно масштабному отпуску, потому что это было затратно и физически, и финансово, и удовольствие огромное получил. В тот момент я понял, что в жизни мне этого сильно не хватает. Как вид спорта мы не могли это направление развивать, а вот кататься активно могли. И начали это делать у нас в клубе с ребятами.

В эндуро Ивану больше всего нравится то, что для каждого спортсмена главный соперник на соревнованиях – это он сам, и каждый ориентирован на совершенствование своих качеств пилота.

– Мотоцикл в большинстве случаев способен на преодоление любых препятствий, в отличие от самого пилота, – рассказывает Иван, – и тут начинается борьба с самим собой, оттачивание и совершенствование навыков. Нужно и развиваться физически, и быть психологически готовым, и баланс уметь держать – здесь очень много составляющих. Поэтому для меня это стало самым интересным в жизни увлечением, в котором я хочу и продолжаю развиваться. В этом виде спорта невозможно поставить точку в своём профессиональном росте, потому что всегда найдутся такие ребята, которые начинают ехать быстрее тебя, проезжать препятствия совсем по-другому.

Для Ивана также стало важным развивать это направление среди детей:

– Это не просто интересное направление. Ребёнок здесь учится самостоятельно анализировать сложные дорожные ситуации, развивает логическое мышление, быстроту реакции, собранность, концентрацию внимания. И если в городе дорожная ситуация в целом простая и предсказуемая (есть другие автомобили и пешеходы, нет препятствий, ты едешь по асфальту), то ездить по бездорожью, принимать решение, по какой траектории лучше заехать, как с этой горы спуститься, как в эту гору заехать, в разы сложнее, приходится постоянно анализировать ситуацию и быстро принимать решение.

В планах у Ивана – расти и развиваться дальше. Тем более что семья его в этом полностью поддерживает и разделяет его интересы. Уже пройден огромный путь от стажёра на соревнованиях до судьи первой категории. Его жизнь – постоянные семинары, соревнования и гонки, новые знакомства с людьми, которые этим «болеют», новый опыт. Следующая вершина – судья высшей категории, и она, мы не сомневаемся, Ивану Новикову покорится!