Олеся Васильева: «Главное в отношениях учителя и ученика – взаимное уважение и честность»

9:24 1 ноября
779
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Высокое общественное значение профессии учителя возлагает на её представителей множество обязательств. Именно поэтому считается, что нет сложнее, равно как и интереснее этого благородного дела! Учитель должен быть одновременно добрым и строгим, любить детей и держать дисциплину в классе, осваивать и внедрять новейшие образовательные методики, постоянно стремиться к совершенству и не останавливаться на достигнутых результатах. И в нашей школе трудятся именно такие педагоги! А руководит ими на сегодняшний день директор школы №3 им. В.Н. Щёголева Олеся Михайловна Васильева.

В канун празднования Дня учителя Олеся Васильева принимала поздравления с присвоением ей высокого звания – «Почётный работник сферы образования Российской Федерации». Редакция «СВ» пообщалась с руководителем о том, легко ли быть директором в современной школе, о сложностях, трудностях и радостях выбранной профессии.

– Олеся Михайловна, расскажите немного о себе.
– Родилась я в г. Энгельс Саратовской области, окончила среднюю школу №9. Училась на четвёрки, была тихой, скромной, очень стеснительной девочкой. Рано осталась без отца. Мама очень много работала, я занималась воспитанием своего младшего брата. Учила с ним уроки. Это был первый опыт педагогической деятельности.

– Кто из учителей остался в памяти с Ваших школьных лет? Они как­то повлияли на выбор будущей профессии?
– На всю жизнь запомнила своих учителей. Особенно учителя химии Наталью Борисовну Елисееву и классного руководителя, учителя физики Марию Фадеевну Лаврентьеву. Именно они повлияли на выбор будущей профессии.
Благодаря Наталье Борисовне я поняла, что интереснее и проще предмета, чем химия, не существует. А Мария Фадеевна дала понять, что самое главное в отношениях учителя и ученика – взаимное уважение и честность. Умение видеть в каждом ребёнке личность, со своими чертами характера и взглядами, с правом на собственное мнение, желания и мечты.

– Помните свой первый урок в школе в статусе учителя или же не первый, но особенно чем­то запомнившийся?
­ - Уроков много, многие из них очень интересные. Есть очень сложные, когда готовишься к уроку несколько часов, а он пролетает за 45 минут. Всегда интересно, когда ученики готовят какую­нибудь «ловушку», а ты в неё не попадаешься, а иногда даже их переигрываешь. Так было на уроке экологии в 9 классе, когда ученики переставили все парты в классе змейкой одну за другой в надежде сорвать урок последующей расстановкой парт по местам. Учитель им подыграл, сказав, что так даже интереснее, и предложил: «Давайте продолжим урок, рассаживаясь за парты таким образом». Коварный план не сработал, выиграли все!

– Расскажите о своём карьерном пути.
– В сентябре 1996 года я пришла в школу №3 старшим вожатым. В октябре была назначена заместителем директора по воспитательной работе. Далее в разные годы работала учителем биологии, химии, экологии, заместителем директора по учебно­воспитательной работе. Уходила работать заместителем начальника Управления образования. Но все равно вернулась в школу, к замечательным ученикам и дорогим моим коллегам.

– Легко ли быть директором в современной школе?
– Любым руководителем быть трудно. Директором школы тоже трудно. Кроме образовательного процесса, обучения детей, взаимодействия с учителями и родителями, очень тяжела хозяйственная работа. Кроме людей, школа – это и здание, и оснащение, и территория, и безопасность, и столовая, и стадион. Все должно быть в порядке и работать.

– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать руководитель образовательного учреждения?
– Профессионализм, прежде всего в педагогике. Умение работать с людьми: и с подчиненными, и с руководством. Умение ставить задачи и планировать пути их реализации. Твердость характера и в то же время сдержанность и тактичность. Над собой приходится постоянно работать.

– Упростила ли цифровизация жизнь педагогических работников?
– Должна была, но не упростила. Возможности расширила, но теперь, чтобы отобрать нужную информацию в её потоке, требуется больше времени. И учеников так же теперь, кроме своего предмета, нужно научить анализировать и отбирать нужное.

– С какими вопросами к Вам чаще всего обращаются родители учеников? Как помогаете их решать?
– Вопросы разные. У родителей чаще всего складывается мнение, что его ребёнка недо­оценивают, несправедливо делают замечания и ставят отметки. В этом случае стараюсь разобраться и объяснить родителям, что мы, учителя, так же, как и они, заинтересованы в обучении и воспитании их ребёнка, являемся их союзниками. С родителями работать сложнее. Родителям тяжело принять, что у их ребёнка что­то не получается. Приходится их убеждать, что детям нужна помощь.

– На что делаете акцент в выстраивании коммуникации «школа – дети – родители»?
– В этой цепочке самое главное звено – это дети. И школа, и родители работают на детей. И формальный подход здесь недопустим.

– Есть что­то, за что Вы любите свою работу больше всего? То, что в период усталости и эмоционального упадка помогает вернуться «в строй» и вновь шагнуть в родные стены?
– Конечно, это люди. Общение с учениками показывает мою нужность, дарит ощущение молодости. А общение с коллегами доказывает, что «мир не без добрых людей». В нашей школе самый хороший коллектив, здесь нет случайных людей, много друзей. На каждого я могу положиться, как на саму себя.

– Что бы Вы посоветовали будущим выпускникам педвузов? На что ориентироваться при старте?
– Быть честными с учениками, прислушиваться к наставникам, не бояться экспериментировать и использовать открытия педагогической науки. И помнить, что вы сделали правильный выбор, став учителем!