Первое знакомство младших дошкольников с оригами

10:11 31 января
Лидия Спицына
301
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев… Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок, - В.А. Сухомлинский.



Оригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги и картона самые различные вещицы, хотя само понятие им знакомо не было. Это были и бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки, защищающие голову от солнечных лучей.

Оригами - это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии научились складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки.

Складывание фигурок очень полезно в работе с детьми дошкольного возраста, благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Давно доказано, что это древнее искусство воздействует на развитие движений пальцев и кистей рук, таких психических процессов ребенка, как память, мышление, воображение, творческих способностей, следовательно, на интеллектуальное развитие ребенка в целом. Кроме того бумага самый доступный, не дорогой материал.

Организуя работу с маленькими детьми, которым только предстоит сделать первые шаги в мир оригами, мной использовался комплекс методов. Знакомство с оригами проходило при решении проблемных ситуаций, в игровой деятельности, в проектной и в исследовательской деятельности. Для стимулирования активности каждого ребенка и его желания действовать, общаться, играть, познавать необходимо эмоциональное вовлечение. Каждый ребенок вовлекался в деятельность постепенно и по желанию. Как показывает практика, через некоторый промежуток времени будут задействованы практически все воспитанники группы, при этом своё желание дети выказывают: «Я - сам», «Я - хочу», «И - мне».

Мной были разработаны основные направления знакомства с оригами: «Игры с фигурками оригами», «Игры с бумагой, первые эксперименты», «Складывание простейших базовых форм» и выполнение творческих работ». Первое знакомство с фигурками оригами проходило в процессе обыгрывания сюжетов сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», где герои кукольного театра сложены из бумаги. Фигурки, использованные в инсценировании художественных произведений, стихов, песенок, обыгрывание диалогов и игр помогают дошкольнику знакомиться с окружающим миром через образы, краски, способствует коррекции и развитию эмоциональной сферы, развитию коммуникативных способностей, формируют навыки социального поведения. Воспитанникам очень понравились игры с фигурками «Цветные самолеты», «Кто дальше» и «Морской бой».

Чтобы ребенок осознал, из какого материала изготавливаются фигурки, мной были организованы первые, простейшие опыты с бумагой. В ходе практических действий воспитанники получили основные представления о бумаге, ее свойствах, назначении. Научились различать виды и качество бумаги (картон, бархатная, салфетки, тонкая, не прозрачная и т.п.). Научились проводить опыты с бумагой (бумагу можно рвать, мять, складывать, резать, на бумаге можно рисовать и складывать и т.д.). Таким образом, мы плавно перешли к знакомству с простейшими базовыми формами «Книжка», «Косынка», а так же с международными условными знаками.
Следует отметить, что интерес ребенка возрастет, если будет ясен мотив: сделать цветок для мамы, елочка для Деда Мороза, игрушка, чтобы играть и т.д. В основе творческих работ лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата. Все поделки были выполнены в соответствии с календарными праздниками. Воспитанниками были выполнены коллективные работы «У новогодней ёлки», «Цветы для мамы», «Ракета для папы», «Звездное небо».

Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймете это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами.