Выплаты СВО

Сталинградская битва военной разведки

14:51 10 мая
243
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
В февральские дни 1943 года закончилось самое ожесточённое сражение в истории человечества и Великой Отечественной войне - Сталинградская битва. Более пяти месяцев с июля 1942 г. по февраль 1943 г. свыше двух миллионов человек с обеих сторон противостояли друг другу. Ни на секунду не умолкали орудия и пулеметы, рвались бомбы, плавился кирпич и броня, но советские воины стойко обороняли город на Волге. Враг не смог сломить защитников, советская армия перешла в контрнаступление и в результате упорных и кровопролитных боев окружила и разгромила 330 тыс. группировку немецко-фашистских войск. В эту победную битву внесли свой немалый вклад и отечественные органы безопасности.

Основная тяжесть борьбы с немецкими спецслужбами легла на органы военной контрразведки Сталинградского (Донского) и Юго-Восточного (Сталинградского) фронтов производивших непосредственную работу в воинских частях, а также гарнизонов Сталинградской, Тамбовской, Астраханской и Саратовской областей выполнявших охрану тыла фронтов, заградительные и фильтрационные мероприятия.

В связи с началом наступления 10 января 1943 г. сотрудники военной контрразведки были сосредоточены на предотвращение случаев измены Родине, задержании дезертиров и агентуры противника, просачивающегося в тыл действующей армии. На главных направлениях наступления формировались оперативные группы для очистки освобождаемых населенных пунктов от шпионов и пособников врага. Только за неделю ведения наступательных действий в зоне ответственности особого отдела НКВД Донского фронта были задержаны и разоблачены 31 немецкий агент, на освобожденной территории выявлено 570 военнослужащих Красной Армии, находившихся в плену, 98 пособников оккупантов, 423 немецких солдата и офицера, а также обнаружен ряд серьезных документов немецких штабов и комендатур. За это же время отдел потерял убитыми и ранеными 6 оперативных сотрудников.
К моменту наступления органами безопасности были созданы определенные позиции в разведывательных органах противника. Получена информация о переходе немецких разведорганов к новой тактике засылки шпионов. Так, часть их переводилась в лагеря военнопленных для дальнейшего направления в части действующей армии, других перебрасывали в освобождаемые районы под видом партизанских связных или разведчиков, для чего снабжались фиктивными справками.

Кроме того, осознавая возросшую мощь Красной Армии и ее успехи по освобождению территорий Советского Союза, забрасываемая немцами агентура всё чаще приходила в органы безопасности с повинной. Так, из 36 установленных агентов одной из немецких разведшкол обратились в органы безопасности и повинились 29 человек, которые помогли задержать ещё семерых. Среди национальных формирований немецких войск успешно проводилась работа по склонению военнослужащих к переходу на сторону Красной Армии. В феврале 1943-го 5 наших разведчиков возвратились в расположение, приведя с собой до 200 казаков, часть из них с оружием.

На временно оккупированной территории фашистские власти отбирали скот, птицу, теплые вещи, производили повальные обыски, уносили ценные вещи, обирали тетради, карандаши, детские игрушки. После немецких грабежей многие антисоветские элементы начали высказывать свое недовольство ими, а в некоторых случаях оказывать им прямое сопротивление. Население использовалось на трудовых работах с 7 утра до 7 вечера (рыли окопы, оборонительные рвы, устанавливали колючую проволоку). Невыход на работу рассматривался как саботаж и карался расстрелами. На одном из хуторов 10 подростков были брошены в силосную яму и расстреляны за кражу папирос у немецкого солдата, в другом убит 15-летний подросток за то, что он очень быстрый и «похож на партизана». После освобождения на органы безопасности, в том числе легла работа по документированию зверств фашизма, оказании помощи населению, восстановлению хозяйственной деятельности, изъятию у населения оружия, оставшегося в местах боев. В связи с упорными боями на многие километры протянулись линии минных полей, как советских, так и немецких. В результате опроса органами безопасности более 50 тысяч пленных выявлено около 300 минных полей и участков, в которых было заложено до 150 тысяч противотанковых и противопехотных мин.

Продолжалась работа по осуществлению разведывательной и диверсионной деятельности в тылу и на коммуникациях противника. Усилиями органов безопасности были организованы до 30 партизанских отрядов, наносивших ощутимые удары противнику. В декабре 1942 г. в его тылу военными контрразведчиками Сталинградского фронта совершены более 20 диверсий на железных дорогах, совершены 11 налётов на узлы связи и склады материальных средств.

Для достижения победы над врагом военные контрразведчики неустанно оказывали помощь командованию Красной Армии и руководству страны в совершенствовании руководства войсками, снабжения, обеспечения материально-техническими средствами. Осуществлялась огромная работа по подготовке к контрнаступлению. Всеми силами поддерживалась секретность и скрытность передвижения и размещения войск. Органами безопасности уделялось огромное внимание и моральному состоянию войск.
Так, военной цензурой в ходе контроля писем красноармейцев были обнаружены многочисленные упоминания об отсутствии снабжения частей продовольствием. Многие бойцы не принимали пищу по 4-5 дней. Усилиями начальника Особого отдела Сталинградского фронта генерал-лейтенанта Н.Н. Селивановского удалось добиться регулярного снабжения действующих войск, напряженность была снята. Кроме того, Н.Н. Селивановский, убедившись в неспособности командующего Сталинградским фронтом генерал-лейтенанта В. Гордова и его штаба управлять войсками фронта направил донесение об этом И.В. Сталину. Документ был направлен через голову Военного совета фронта, непосредственного начальника В. Абакумова и наркома внутренних дел Л. Берия. 

Это было неслыханное нарушение субординации. Но твердая решимость Н.Селивановского отстоять свое мнение получила поддержку со стороны руководителя ГКО СССР т. Сталина И.В. Комиссия комитета обороны, прибывшая на фронт, подтвердила выводы начальника особого отдела. Командующий фронтом был снят с должности, на его место был назначен генерал В.Чуйков.

Таким образом, золотыми буквами новая славная страница была вписана в историю органов госбезопасности и нашей страны – Российской Федерации.