Учимся у классиков: как поздравить с Новым годом

13:16 29 декабря
313
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Одна из традиций новогодних праздников – обязательные поздравления с наступающим годом. Все стараются пожелать друг другу лучшей жизни, успехов, здоровья, счастья, исполнения самых заветных желаний...

Как правило, поздравления стандартные: они лаконичны и содержат основной набор пожеланий «счастья, здоровья, всего самого лучшего». Кроме того, сегодня, когда между нашими современниками общение происходит посредством мессенджеров, на любой праздник могут обойтись одним стикером. Видимо, таковы издержки технического прогресса...

А мы решили вспомнить, как с новогодними праздниками родных, близких и знакомых поздравляли классики. Так, поздравляя тетушку, Лев Толстой желал ей не счастья, а утешения. Для своей покровительницы Петр Чайковский хотел в будущем году путешествий за границу без «всяких неприятностей и невзгод». А Василий Верещагин с Новым годом не поздравлял: старый уносил слишком много сил.

Как Лев Толстой

В личной переписке Льва Толстого — десятки адресов и имен. Татьяна Ергольская — его тетка, троюродная сестра отца Льва, Николая Ильича. Она взялась за воспитание будущего писателя, трех его братьев и сестры после смерти их матери в 1830 году. Тогда Толстому ещё не было двух лет. Татьяне Александровне литератор сообщал о своих первых пробах в прозе, делился сокровенным.

«Прощайте, дорогая и добрая тетенька, тысячу раз целую ваши руки, еще раз поздравляю вас с новым годом, желая вам не счастья (слово «счастье» ничего не значит), а желаю, чтобы наступивший год принес вам не новые горести, а, напротив, такие утешения, которых вы еще не испытывали. Главное же, чтобы вы были здоровы и чтобы ничто вас не тревожило и не волновало…», 3 января 1852 года.

Как Петр Чайковский

Надежда фон Мекк, меценатка и покровительница искусств, поддерживала Петра Чайковского с 1877 года солидным пособием в шесть тысяч рублей в год, чтобы профессор Московской консерватории мог спокойно заниматься творчеством.

«Мысленно я пожелал Вам, дорогой мой друг, всяких земных благ: во-первых, конечно, здоровья; во-вторых, успеха в Ваших делах и в особенности, чтобы Ваше браиловское хозяйство наконец стало на твердую ногу; в-третьих, в случае путешествия за границу, чтобы на сей раз Вы избегли всяких неприятностей и невзгод; в-четвертых, чтобы были счастливы и довольны все близкие Вашему сердцу. Озираясь на протекший год, я должен спеть гимн благодарности судьбе за множество хороших дней, прожитых и в России, и за границей. Я могу сказать, что за весь этот год я пользовался ничем не смущаемым благополучием и был счастлив, насколько счастье возможно. Конечно, были и горькие минуты, но именно минуты, да и то на мне только отражались невзгоды близких мне людей, а собственно я лично был безусловно доволен и счастлив. Это был первый год моей жизни, в течение которого я был все время свободным человеком. И всем этим я обязан никому иному, как Вам, Надежда Филаретовна! Призываю на Вас всю полноту благ, какие только возможны на земле», 2 января 1880 года.

Как Антон Чехов

Самую живую и интенсивную переписку Антон Чехов вел со старшим братом Александром.

«Велемудрый государь! Поздравляю твою лучезарную особу и чад твоих с Новым годом, с новым счастьем. Желаю тебе выиграть 200 тысяч и стать действительным статским советником, а наипаче всего здравствовать и иметь хлеб наш насущный в достаточном для такого обжоры, как ты, количестве…», 2 января 1889 года.

Лидия Стахиевна Мизинова ­ Лика, как называли ее в семье Чеховых, ­ вошла в жизнь писателя осенью 1889 года. Она была приятельницей сестры писателя Марии Чеховой по курсам, преподавала вместе с ней в одной из гимназий.

«Теперь в Москве Новый год, новое счастье. Поздравляю Вас, желаю всего самого лучшего, здоровья, денег, жениха с усами и отличного настроения. При Вашем дурном характере последнее необходимо, как воздух…», 27 декабря 1897 года.

Как Василий Верещагин

Василий Верещагин был нелюдимым человеком: с коллегами общался редко, не вел светской жизни. Основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков был одним из немногих друзей художника.

«Благодарю Вас за поздравление, Павел Михайлович, — не взыщите, что со своей стороны не поздравляю; каждый год так явственно и неизменно уносит у меня силы и здоровье, что если у других происходит то же хоть в малой мере — поздравлять с Новым годом не стоит», 3 января 1895 года.

Как Владимир Маяковский

Вот как поэт поздравил мать и сестёр с наступившим 1919 годом:

«Дорогие мои мамочка, Людочка и Оличка! Простите меня, пожалуйста, что я до сих пор не писал. Причина, во-первых, общая —
мое всегдашнее ленивое отношение к писанию писем, во-вторых, я все время собирался выехать к вам сам, но сейчас на железных дорогах никто не может ездить, кроме шпротов, привыкших к такой упаковке. А так как я ваш сын и брат, а не шпрот, то и сами понимаете. Поздравляю вас с рождеством и двумя новыми годами сразу. Желаю вам первой категории неуплотнения и прочих благ…», конец 1918 года.

Как Николай Добролюбов

Трогательно читать и переписку писателя со своими тётушками — Ф.В. Благообразовой и А.А. Добролюбовой.

«Я еще не поздравлял Вас ни с рождеством, ни с Новым годом, милая тетенька. Извините, что так запоздал, но лучше поздно, чем никогда, и я поздравляю Вас теперь, желая Вам, чтобы наступивший год был лучше, веселее, счастливее, нежели был для нас всех прошедший и особенно предпрошедший. Да, нам всем именно нужно желать в полном смысле «нового счастья». Может быть, оно и наступит. Не все же терпеть, не все же страдать; получим и мы что-нибудь в вознаграждение за беды, которые претерпели», 8­-9 января 1856 года.