В детский сад – с радостью!

9:51 12 августа
Галина Белоусова
343
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Впервые отдавая ребёнка в детский сад, не все родители морально готовы отпустить своё чадо, ведь в их головах так много вопросов и беспокойств. К счастью, в большинстве случаев удаётся разрешить все их страхи и тревоги в простой беседе. Педагог-психолог детского сада №5 «Ромашка» Валентина Пустовалова рассказала, как всей семье пережить период адаптации к детскому саду и облегчить ребёнку процесс привыкания к непривычной для него среде.

– Родителей часто мучает вопрос: ясли или младшая группа - куда лучше отдавать ребёнка?

– У многих родителей дошколят в возрасте 2,5 года может встать вопрос, отдавать ребёнка в ясельную или в младшую группу. Здесь всё зависит от индивидуальных особенностей малыша, от развития его коммуникативных навыков. Если ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и со сверстниками, ориентируется в пространстве (знакомом и незнакомом), если он владеет определёнными культурно-гигиеническими навыками, умеет просить о помощи, то это, конечно, младшая группа. Если же ребёнок не владеет перечисленными навыками, то ему необходимо «созреть» в яслях.

Бывает, дети приходят на адаптацию в ясли, проходит пара месяцев, и становится понятно, что он вполне может посещать младшую группу. Тогда мы предлагаем родителям перевестись из яслей. В этом случае важно прислушиваться к рекомендациям психолога и воспитателей. Статистика показывает, что бывают случаи, когда родители, отдавая детей в 2,5 года в ясли, потом уходят после старшей группы, минуя подготовительную, сразу в школу по достижении 6,5 лет. Из-за этого у ребёнка в начальной школе может случиться дезадаптация. Во избежание этого желательно, чтобы ребёнок прошёл весь период дошкольного детства.

– Сколько примерно длится период адаптации к детскому саду? Почему некоторые малыши так долго привыкают к новому статусу детсадовца?

– Период адаптации к детскому саду имеет несколько степеней. При лёгкой степени адаптации ребёнок привыкает к саду в течение месяца. Средняя степень адаптации длится два-три месяца, и привыкание у ребёнка протекает сложно, могут появляться соматические признаки тревожности, не прекращается плаксивость, ребёнок сложно укладывается на дневной сон. И есть сложная, или тяжёлая, степень адаптации, но в моей практике за последние десять лет работы в саду подобная форма адаптации не встречалась.

Важным моментом является ещё и то, что к саду должен быть готов не только ребёнок, но и родители. Если одни мамы и папы отводят ребёнка в дошкольное образовательное учреждение, как говорится, со спокойной душой, понимая, что им это необходимо, что сад – это благо, то ребёнок адаптируется быстрее. А если родителей охватывает волнение и они сильно переживают, то ребёнок это, естественно, чувствует, потому что у малышей присутствует ещё серьёзный симбиоз с родителями, в частности с мамой, они на интуитивном уровне чувствуют её эмоциональное состояние, повышенную тревожность.

– Говорят, что детские истерики - это неотъемлемая часть в процессе адаптации. Как родителям реагировать на них?

– Истерика - это не всегда плохо, ведь так ребёнок заявляет о себе, его становится проще понять. У ребят-дошкольников, особенно ясельного возраста, нет такого жизненного опыта, как у взрослых, они ещё не обладают достаточным словарным запасом, а некоторые вообще не разговаривают, поэтому они не могут проговорить, а тем более сформулировать мысль - всё это будет чуть позже, а сейчас они могут демонстрировать свои переживания лишь через эмоции. Ребёнку некомфортно - он об этом заявляет криком. И родителям важно не «заразиться» эмоцией ребёнка и не начать кричать на него в ответ.

Прежде всего следует понять, в чём причина истерики. Потому что ребёнок подобным образом может демонстрировать, к примеру, настойчивость и требовательность. Или же он пытается отстаивать свои интересы и свою точку зрения. Также это может быть проявлением определённых переживаний. Как только причина истерики выявлена, с ней уже проще справиться, и взрослый может помочь малышу разобраться в своих эмоциях и успокоиться, почувствовать любовь окружающих, ощутить себя в безопасности.

Если же истерика приобретает угрожающий характер, появляется аутоагрессия, ребёнок готов травмировать себя и окружающих, становится неуправляемым, то на это, несомненно, нужно обращать внимание и разбираться в ситуации. Сначала необходимо отследить причину истерики и потом начинать с ней работать, грамотно на неё реагировать. И тут важно взаимодействие родителей, воспитателей и педагога-психолога.

– Что посоветуете родителям: как им со своей стороны помочь малышу быстрее привыкнуть к детскому саду?
– Прежде всего необходимо соблюдать режим. Если нет режима, то ребёнок не понимает, что ему делать, а неопределённость рождает тревожность. А отлаженный алгоритм привычных действий позволяет ребёнку чувствовать себя комфортно, в безопасности. Поэтому важно, чтобы режим дня дома был максимально приближен к режиму дня в детском саду, не стоит о нём забывать и в выходные дни.

В период адаптации важно не перегружать ребёнка эмоционально. Слишком активные развлечения не расслабляют малышей, а наоборот, их выматывают, и изнемождённый ребёнок может просто устроить истерику. Стоит придерживаться золотой середины, всё должно быть в меру. Поэтому в период адаптации с яркими, эмоционально окрашенными событиями лучше повременить. В первые месяцы лучше снизить нагрузку на нервную систему и создать ребёнку максимально спокойную обстановку, ведь у него и так уходит много сил на адаптацию.

Ещё хотелось бы сказать про вредные привычки, о которых обязательно необходимо сообщать работникам детского сада. Я к ним отношу соски и бутылочки, без которых некоторые дети, придя в сад, не могут улечься на дневной сон, и использование памперсов. Также следует сказать воспитателям, если ребёнок ещё не отучен от груди, ведь это может спровоцировать дополнительные стрессовые ситуации для малыша. Поэтому желательно, чтобы период кормления был завершён до прихода ребёнка в сад.

Ни в коем случае нельзя избавляться от вредных привычек в период адаптации. Ребёнку и так эмоционально очень сложно привыкнуть к новым условиям, а тут ему создают дополнительный стресс и выводят из зоны комфорта, лишая привычных действий. Всё необходимо делать постепенно.

– Что в поведении ребёнка в этот период не должно вызывать беспокойство, а что должно послужить сигналом к тому, чтобы обратиться за помощью к психологу?

– Если какие-то изменения в поведении ребёнка вызывают у родителей беспокойство, об этом непременно нужно сообщать. Некоторые родители сразу высказывают свои опасения - и это хорошо, кто-то же начинает тянуть, откладывая беседу, погружаясь во внутренние переживания.

Чтобы разобраться, стоит бить тревогу или же нет серьёзных причин для беспокойства, необходимо просто поговорить. Не бойтесь высказывать свои опасения, ведь адаптация - сложный период в жизни ребёнка и его родителей, поэтому задача воспитателей и психолога помочь сделать процесс привыкания к саду максимально комфортным и безболезненным. К примеру, родителей очень беспокоит, что ребёнок в первые дни или даже недели отказывается в саду от еды. Стоит ли из-за этого переживать? Если малыш при этом дома кушает привычную для него еду с аппетитом и с удовольствием, то бить тревогу не стоит. А вот если ребёнок и дома начал отказывается от еды, чего раньше не было, то об этом стоит сообщить, поскольку это уже не норма.
Не копите вопросы и проблемы: чем меньше этот «клубочек», тем быстрее мы его «размотаем». Важно выстраивать диалог и доверительные отношения. Нас всегда радует, когда родители после получения направления в детский сад сами приходят к нам с вопросом: «Как нам сделать так, чтобы моему ребёнку было легче адаптироваться?» Таких родителей сейчас становится всё больше, и на организационных общесадовских родительских собраниях они всегда задают волнующие их вопросы, делятся своими опасениями, обсуждают интересующие их сложные моменты с воспитателями, психологом и другими родителями, уже имеющими опыт прохождения адаптации с первыми детками. Мы это всегда приветствуем.

– Насколько детский сад важен для развития и социализации ребёнка?

– Ничто не заменит малышу общение со сверстниками. Как правило, взрослый, играя с ребёнком, всё равно под него подстраивается. Сверстник же будет играть на равных, поэтому дети в этой ситуации учатся занимать позицию как ведущего, так и ведомого. Тот опыт общения, который дошкольник получает в группе сверстников, очень важен и эффективен для дальнейшего личностного развития. При отсутствии садовского детства ребёнок, придя в школу, несомненно, наверстает упущенное и адаптируется. Но опять-таки он навёрстывает те формы общения, которые он получил бы в детском саду.

В принципе, всему можно научиться, было бы желание, но другое дело, с какими затратами ты это делаешь – постепенно и спокойно или же напряжённо и ускоренно. Не бойтесь отдавать ребёнка в детский сад! Он помогает детям стать более самостоятельными и независимыми, а социализация без сверстников невозможна.