Женщины на той войне
11:49
10 мая
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Из почти 34 миллионов бойцов, призванных в Красную армию, девушек и женщин было достаточно много… Точное число мне установить не удалось, но ясно стало что много.
В годы предшествующие началу войны женщины нашей страны (СССР) овладевали многими чисто мужскими профессиями вплоть до профессий зимовщика, тракториста, лётчика, капитана дальнего плавания. Вот и во время войны женщины служили и в морской пехоте, и в танковых войсках, и в разведке. Но вот на Волге был оказывается военный корабль, хотя и небольшой, экипаж которого был полностью женским. А было так…
В Саратове в большой и дружной семье росла Антонина Куприянова. После окончания школы работала на почте. После начала войны троих её братьев призвали в армию. В течение года пришли похоронки сначала на одного, потом на второго, потом и на третьего… Тогда Антонина пошла в военкомат и потребовала отправить её на фронт. Только в мае 1943 года девушку направили для службы на Волжскую военную флотилию. Командование, зная её историю, оставило девушку вестовым при штабе. Но Антонина требовала настоящего дела. А перед флотилией очень остро стал вопрос разминирования фарватеров Волги. Вермахт от Волги оттеснили, а вот авиация продолжила забрасывать магнитными минами реку от Куйбышева (Самары) до Астрахани.
В конце апреля на минах подорвалось несколько барж с горючим. Летом 1943 года волжский водный путь стал очень важным для снабжения наших войск и промышленности. Смогли задействовать около 200 кораблей и катеров для траления. Срочнейшим образом для них необходимо было подготовить экипажи. Антонина Куприянова уже в звании старшины 2-й статьи (младший сержант) предложила командованию укомплектовать один из катеров женским экипажем. Она сумела пробиться к командующему флотилией контр-адмиралу (по сухопутному генерал-майору) Ю. Пантелееву. Флотилии экипажи для тральщиков нужны были и срочно. Но, жалея девчат, Пантелеев схитрил… Для экипажа старшины 2-й статьи А. Куприяновой выделили самый «заслуженный» из мобилизованных газоходов - №12. Двигатель этого типа судов работал на газе. Газ этот вырабатывался в газогенераторе из деревянных чурок, этими же чурками разогревался газогенератор. Кстати говоря на таком вот газогенераторном топливе работал почти весь автотранспорт на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Топлива нефтяного не хватало, всё уходило на нужды фронта. Командование считало, что экипаж потратит много времени на ремонт и оборудование тральщика, а там глядишь и успеют очистить Волгу от мин, до ввода в строй 12-го.
Антонина нашла мотористов, раньше работавших на таких газоходах, - Евдокию Пархачёву и Агнию Шабалину. Они знали о №12-ом всё. В экипаж включили также Анну Тарасову, Веру Чапову, Веру Ухлову, Тамару Декалину. Дружно взявшись за дело, они быстро привели газоход в полный порядок, установили на него пулемёт и тральное вооружение. В ходе ремонта и оборудования тральщика отлично изучили обязанности по штатному расписанию. Полностью готовый тральщик получил номер (имя) «ТЩ-611». Придраться было не к чему. Женскому тральщику выделили участок для траления: плёс Быковы Хутора – Луговая Пролейка. Ещё до прихода на свой участок девчата участвовали в тушении баржи с нефтью, подорвавшейся на мине. Боевое траление «ТЩ-611» начал 31 июля 1943 года. Катер целый день таскал вверх и вниз по реке трал-баржу. Трал-баржа должна была вызвать взрыв магнитной мины под собой, когда срабатывает прибор кратности на взрывателе мины. Мина взорвалась и уничтожила трал-баржу. Но рванула она близко к «ТЩ-611». Катер здорово тряхнуло, заглох двигатель, через разошедшиеся швы обшивки стала поступать вода…
Пришедшие в себя девчата дружно бросились спасать тральщик: заделали течи, забили пробоину, откачали воду. А тем временем к месту взрыва подоспел спасательный катер. Но он обнаружил лишь обломки баржи. Весть о гибели «ТЩ-611» полетела в штаб и на корабли флотилии. Только к утру, считавшийся погибшим тральщик, вернулся на базу. Встретили экипаж с радостью, а на рубке катера в центре звезды вывели цифру 1. Так по традиции, на флотилии отмечали число вытраленных катером мин. В одном из последующих тралений взорвался напарник женского «ТЩ-611». Мина сработала не под трал-баржей, а перед ней под катером. Спасти никого не удалось, в мине более 300 кг смеси гексогена с тротилом. Позднее на другом участке «ТЩ-611» вытралил ещё две мины. Это по количеству не так и много. Но вот после войны точно выяснилось, что немцы выставили 756 мин. В составе флотилии работало 203 тральщика. Так что свою смертельно опасную работу женский экипаж выполнял весьма достойно. В октябре 1943 года командира «ТЩ-611» наградили медалью «За боевые заслуги».
Весной 1944 года все тральщики разоружили и вернули в народное хозяйство, а экипаж единственного в мире женского боевого корабля расформировали. После войны Антонина Емельяновна Куприянова в Саратов не вернулась. Она жила и работала в Ульяновске.
В годы предшествующие началу войны женщины нашей страны (СССР) овладевали многими чисто мужскими профессиями вплоть до профессий зимовщика, тракториста, лётчика, капитана дальнего плавания. Вот и во время войны женщины служили и в морской пехоте, и в танковых войсках, и в разведке. Но вот на Волге был оказывается военный корабль, хотя и небольшой, экипаж которого был полностью женским. А было так…
В Саратове в большой и дружной семье росла Антонина Куприянова. После окончания школы работала на почте. После начала войны троих её братьев призвали в армию. В течение года пришли похоронки сначала на одного, потом на второго, потом и на третьего… Тогда Антонина пошла в военкомат и потребовала отправить её на фронт. Только в мае 1943 года девушку направили для службы на Волжскую военную флотилию. Командование, зная её историю, оставило девушку вестовым при штабе. Но Антонина требовала настоящего дела. А перед флотилией очень остро стал вопрос разминирования фарватеров Волги. Вермахт от Волги оттеснили, а вот авиация продолжила забрасывать магнитными минами реку от Куйбышева (Самары) до Астрахани.
В конце апреля на минах подорвалось несколько барж с горючим. Летом 1943 года волжский водный путь стал очень важным для снабжения наших войск и промышленности. Смогли задействовать около 200 кораблей и катеров для траления. Срочнейшим образом для них необходимо было подготовить экипажи. Антонина Куприянова уже в звании старшины 2-й статьи (младший сержант) предложила командованию укомплектовать один из катеров женским экипажем. Она сумела пробиться к командующему флотилией контр-адмиралу (по сухопутному генерал-майору) Ю. Пантелееву. Флотилии экипажи для тральщиков нужны были и срочно. Но, жалея девчат, Пантелеев схитрил… Для экипажа старшины 2-й статьи А. Куприяновой выделили самый «заслуженный» из мобилизованных газоходов - №12. Двигатель этого типа судов работал на газе. Газ этот вырабатывался в газогенераторе из деревянных чурок, этими же чурками разогревался газогенератор. Кстати говоря на таком вот газогенераторном топливе работал почти весь автотранспорт на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Топлива нефтяного не хватало, всё уходило на нужды фронта. Командование считало, что экипаж потратит много времени на ремонт и оборудование тральщика, а там глядишь и успеют очистить Волгу от мин, до ввода в строй 12-го.
Антонина нашла мотористов, раньше работавших на таких газоходах, - Евдокию Пархачёву и Агнию Шабалину. Они знали о №12-ом всё. В экипаж включили также Анну Тарасову, Веру Чапову, Веру Ухлову, Тамару Декалину. Дружно взявшись за дело, они быстро привели газоход в полный порядок, установили на него пулемёт и тральное вооружение. В ходе ремонта и оборудования тральщика отлично изучили обязанности по штатному расписанию. Полностью готовый тральщик получил номер (имя) «ТЩ-611». Придраться было не к чему. Женскому тральщику выделили участок для траления: плёс Быковы Хутора – Луговая Пролейка. Ещё до прихода на свой участок девчата участвовали в тушении баржи с нефтью, подорвавшейся на мине. Боевое траление «ТЩ-611» начал 31 июля 1943 года. Катер целый день таскал вверх и вниз по реке трал-баржу. Трал-баржа должна была вызвать взрыв магнитной мины под собой, когда срабатывает прибор кратности на взрывателе мины. Мина взорвалась и уничтожила трал-баржу. Но рванула она близко к «ТЩ-611». Катер здорово тряхнуло, заглох двигатель, через разошедшиеся швы обшивки стала поступать вода…
Пришедшие в себя девчата дружно бросились спасать тральщик: заделали течи, забили пробоину, откачали воду. А тем временем к месту взрыва подоспел спасательный катер. Но он обнаружил лишь обломки баржи. Весть о гибели «ТЩ-611» полетела в штаб и на корабли флотилии. Только к утру, считавшийся погибшим тральщик, вернулся на базу. Встретили экипаж с радостью, а на рубке катера в центре звезды вывели цифру 1. Так по традиции, на флотилии отмечали число вытраленных катером мин. В одном из последующих тралений взорвался напарник женского «ТЩ-611». Мина сработала не под трал-баржей, а перед ней под катером. Спасти никого не удалось, в мине более 300 кг смеси гексогена с тротилом. Позднее на другом участке «ТЩ-611» вытралил ещё две мины. Это по количеству не так и много. Но вот после войны точно выяснилось, что немцы выставили 756 мин. В составе флотилии работало 203 тральщика. Так что свою смертельно опасную работу женский экипаж выполнял весьма достойно. В октябре 1943 года командира «ТЩ-611» наградили медалью «За боевые заслуги».
Весной 1944 года все тральщики разоружили и вернули в народное хозяйство, а экипаж единственного в мире женского боевого корабля расформировали. После войны Антонина Емельяновна Куприянова в Саратов не вернулась. Она жила и работала в Ульяновске.