Женщины на той войне
11:49
10 мая
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Из почти 34 миллионов бойцов, призванных в Красную армию, девушек и женщин было достаточно много… Точное число мне установить не удалось, но ясно стало что много.В годы предшествующие началу войны женщины нашей страны (СССР) овладевали многими чисто мужскими профессиями вплоть до профессий зимовщика, тракториста, лётчика, капитана дальнего плавания. Вот и во время войны женщины служили и в морской пехоте, и в танковых войсках, и в разведке. Но вот на Волге был оказывается военный корабль, хотя и небольшой, экипаж которого был полностью женским. А было так…
В Саратове в большой и дружной семье росла Антонина Куприянова. После окончания школы работала на почте. После начала войны троих её братьев призвали в армию. В течение года пришли похоронки сначала на одного, потом на второго, потом и на третьего… Тогда Антонина пошла в военкомат и потребовала отправить её на фронт. Только в мае 1943 года девушку направили для службы на Волжскую военную флотилию. Командование, зная её историю, оставило девушку вестовым при штабе. Но Антонина требовала настоящего дела. А перед флотилией очень остро стал вопрос разминирования фарватеров Волги. Вермахт от Волги оттеснили, а вот авиация продолжила забрасывать магнитными минами реку от Куйбышева (Самары) до Астрахани.
В конце апреля на минах подорвалось несколько барж с горючим. Летом 1943 года волжский водный путь стал очень важным для снабжения наших войск и промышленности. Смогли задействовать около 200 кораблей и катеров для траления. Срочнейшим образом для них необходимо было подготовить экипажи. Антонина Куприянова уже в звании старшины 2-й статьи (младший сержант) предложила командованию укомплектовать один из катеров женским экипажем. Она сумела пробиться к командующему флотилией контр-адмиралу (по сухопутному генерал-майору) Ю. Пантелееву. Флотилии экипажи для тральщиков нужны были и срочно. Но, жалея девчат, Пантелеев схитрил… Для экипажа старшины 2-й статьи А. Куприяновой выделили самый «заслуженный» из мобилизованных газоходов - №12. Двигатель этого типа судов работал на газе. Газ этот вырабатывался в газогенераторе из деревянных чурок, этими же чурками разогревался газогенератор. Кстати говоря на таком вот газогенераторном топливе работал почти весь автотранспорт на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Топлива нефтяного не хватало, всё уходило на нужды фронта. Командование считало, что экипаж потратит много времени на ремонт и оборудование тральщика, а там глядишь и успеют очистить Волгу от мин, до ввода в строй 12-го.
Антонина нашла мотористов, раньше работавших на таких газоходах, - Евдокию Пархачёву и Агнию Шабалину. Они знали о №12-ом всё. В экипаж включили также Анну Тарасову, Веру Чапову, Веру Ухлову, Тамару Декалину. Дружно взявшись за дело, они быстро привели газоход в полный порядок, установили на него пулемёт и тральное вооружение. В ходе ремонта и оборудования тральщика отлично изучили обязанности по штатному расписанию. Полностью готовый тральщик получил номер (имя) «ТЩ-611». Придраться было не к чему. Женскому тральщику выделили участок для траления: плёс Быковы Хутора – Луговая Пролейка. Ещё до прихода на свой участок девчата участвовали в тушении баржи с нефтью, подорвавшейся на мине. Боевое траление «ТЩ-611» начал 31 июля 1943 года. Катер целый день таскал вверх и вниз по реке трал-баржу. Трал-баржа должна была вызвать взрыв магнитной мины под собой, когда срабатывает прибор кратности на взрывателе мины. Мина взорвалась и уничтожила трал-баржу. Но рванула она близко к «ТЩ-611». Катер здорово тряхнуло, заглох двигатель, через разошедшиеся швы обшивки стала поступать вода…
Пришедшие в себя девчата дружно бросились спасать тральщик: заделали течи, забили пробоину, откачали воду. А тем временем к месту взрыва подоспел спасательный катер. Но он обнаружил лишь обломки баржи. Весть о гибели «ТЩ-611» полетела в штаб и на корабли флотилии. Только к утру, считавшийся погибшим тральщик, вернулся на базу. Встретили экипаж с радостью, а на рубке катера в центре звезды вывели цифру 1. Так по традиции, на флотилии отмечали число вытраленных катером мин. В одном из последующих тралений взорвался напарник женского «ТЩ-611». Мина сработала не под трал-баржей, а перед ней под катером. Спасти никого не удалось, в мине более 300 кг смеси гексогена с тротилом. Позднее на другом участке «ТЩ-611» вытралил ещё две мины. Это по количеству не так и много. Но вот после войны точно выяснилось, что немцы выставили 756 мин. В составе флотилии работало 203 тральщика. Так что свою смертельно опасную работу женский экипаж выполнял весьма достойно. В октябре 1943 года командира «ТЩ-611» наградили медалью «За боевые заслуги».
Весной 1944 года все тральщики разоружили и вернули в народное хозяйство, а экипаж единственного в мире женского боевого корабля расформировали. После войны Антонина Емельяновна Куприянова в Саратов не вернулась. Она жила и работала в Ульяновске.