Молодые педагоги — о начале работы, своем выборе и профессиональных мечтах

15:10 6 октября 2021
Лидия Спицына
Эхо праздника
321
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Более ста первоклассников услышали свой первый звонок в этом учебном году. Впервые оказались в школах Светлого в качестве педагогов и молодые специалисты, которые только начинают работать в сфере образования.
В этом году в светловские школы пришли пять молодых учителей. «Новички» будут учить русскому языку и литературе, математике, физике, информатике и работать в начальной школе. Какие они – молодые учителя и почему выбрали эту нелегкую, но очень важную профессию?

Виктория Цыпленкова: Эта профессия — огромное поле для творчества

После трёх лет обучения на программиста Виктория поняла, что больше всего ей хочется учить детей, преподавая физику и математику. В итоге - нашла свое призвание и стала учителем.
- В школе очень нравилась физика, но родители решили, что «для девочки это сложно» и я пойду в социально-гуманитарный класс. Мама считала, что из меня получится хороший экономист. И пусть последние годы учёбы в школе были более насыщены гуманитарными дисциплинами, я всё равно выбрала физику в качестве экзамена.
Хотя родители считали, что она мне в жизни не пригодится, я хотела самой себе доказать, что знаю тот предмет, который так любила. За это – интересные уроки, возможность без репетиторства получить знания высочайшего уровня - я благодарна своему учителю физики. Он и сейчас не отказывает мне в консультациях, хотя и остался в далёком Омске.
А за то, что я всё-таки стала учителем, очень благодарна своему супругу. Это он поддержал меня, когда я поняла, что школа мне ближе. Так я оказалась на 4 курсе Саратовского государственного университета, профиль - физика и математика, и – в этой школе.
Безусловно, были трудности педагогической практики, но старшие коллеги помогают в любых вопросах. Было и опасение, что дети меня не поймут: одно дело – объяснить что-то взрослому и совсем другое – ребёнку. Сейчас этот страх ушёл.
Я очень хочу учить детей так, чтобы им были не нужны репетиторы: ни по математике, ни по физике. Хочу пройти этот непростой путь со своими пятиклашками. Хочу, чтобы дети не боялись подойти ко мне и спросить: «А что у меня была за ошибка? А я смогу ее исправить?» В этом я им обязательно помогу, а при необходимости проведу дополнительное занятие. Уже начала проводить! А еще желаю, чтобы ребята воспринимали физику и математику не просто как предметы, входящие в обязательную школьную программу, а чтобы они сами заинтересовались этими предметами, – говорит молодой педагог. – Уверена, это получится. Ни один урок у нас не похож на предыдущий. Дети каждый день меня удивляют. И вдохновляют.
На вечный вопрос: «Учитель – это профессия или призвание?» Виктория ответила не раздумывая:
- Учитель - это призвание. Нужно иметь особый дар, стремление. Даже если сразу ты и не осознаёшь, что педагогика это «твоё», всё равно рано или поздно станешь учителем. Я рада и горжусь тем, что я учитель. И домой всегда возвращаюсь со спокойной душой.

Ани Поправкина: Профессию я выбирала не сама, за меня её выбрала жизнь.

- Любимыми предметами в школе были русский язык и литература. И в высшем учебном заведении я выбрала филологический факультет, но о том, чтобы пойти в школу даже не думала. Меня больше привлекала теоретическая часть, филология как наука.
Но перспектив у «теоретиков» в реальной жизни меньше, чем у «практиков». Так я оказалась школе. И… тут же захотела сбежать. Огромная нагрузка, две смены, отсутствие помощи и поддержки со стороны коллег. Я видела, как учителя приходили на работу с мыслью отвести урок и поскорее уйти домой, и поняла: я буду работать по-другому. Искала способы как сделать так, чтобы не разлюбить работу, не перегореть, чтобы мне продолжало нравиться выбранное дело.
Сегодня я счастлива, что осталась в школе. Тем более, что школа Светлого совершенно другая. Очень помогают старшие коллеги. Мне сразу доверили классное руководство. Хорошо приняли дети, родители относятся доброжелательно. Мне интересно работать, хочется задержаться в школе, найти свой стиль преподавания. Не только научить, но и влюбить детей в свой предмет, в красоту русского слова.
Немного волнительно работать с десятиклассниками: и ответственность больше (им скоро сдавать ЕГЭ), и привыкла работать с малышами пятых-шестых классов.
На «вечный вопрос», я бы ответила, что учитель - это образ жизни. Это, действительно, внедряется в твою жизнь и находится там 24 на 7. Мой рабочий день длится до 11 вечера: подготовка к уроку, проверка тетрадей, общение с родителями… Если можешь жить в таком темпе, то это твоё. Это моя жизнь и другой она не будет.

Дмитрий Белоус: Исповедуй то, что проповедуешь

Старший ребенок в семье из 16 детей не мог выбрать для себя иной Путь. Именно так с большой буквы оценивает для себя профессиональное направление Дмитрий Белоус. Путь учителя, а в дальнейшем – наставника юного поколения.
- Сам факт работы с детьми - это неотъемлемая часть моего существования. А поскольку я самый старший из детей в семье, то и выбор именно начальных классов был не то, чтобы предопределен, но склонность к этому была, по сути, с детства.
После института, вернулся в свою же школу, где проучился с 1 по 11 класс. Мой наставник - моя же учительница начальных классов. Она меня продолжает учить дальше.
К этому стремлюсь и я. Стать не просто Учителем, а Наставником.
Что касается ближайших планов «прикладного» характера, молодой педагог с воодушевлением вводит в учебный процесс интеллектуальные игры шахматного и шашечного типа: гомоку и го, сёги, маджонг, сянци и другие.
- Занятия такими играми оттачивают у детей способность к сосредоточению и делают это в самой интересной для них соревновательной форме. Везде, где дети занимаются шахматами, растут учебные показатели. Я помимо шахмат предлагаю не менее интересные игры на клеточном поле. Дети схватывают налету. Надеюсь, что у нас всё получится.

Карина Максутова: Главное – получать отдачу

- Я еще на практике поняла, что работать с детьми мне очень нравится, и не пожалела о своем выборе. Знакомые могли говорить: да зачем тебе это? Но я не слушала других, это моя жизнь. Теперь я с такой любовью отношусь к моей работе, что друзья мне завидуют.
Без школы не могу – скучаю, когда нахожусь в длительном отпуске или на больничном, мне хочется вернуться к детям. Дети меня вдохновляют своим желанием познать мир. Им интересно все новое, их все удивляет. От них идет невероятная энергия.
Быть может, поэтому и выбор молодой педагог сделала в пользу окружающего мира.
- Физика безумно интересный предмет: ты её видишь, ты ее знаешь, она вокруг нас. И совсем не сложная наука. Гораздо сложнее - быть учителем начальных классов! Ко мне дети приходят подготовленные, умея читать, писать, считать. А когда перед тобой «чистый лист» и ты должен дать ему всё?.. Я не знаю, как это. Не скажу, что работа моя или других педагогов простая. Нет. Но именно здесь к ней нужно относиться более трепетно.
Прекрасно помню свой первый урок. Я так к нему готовилась, что полностью прописала, что я буду говорить… А выйдя к доске у меня задрожал голос. Но дети в меня поверили. И я в себя поверила.
Сейчас начался курс физики и информатики у семиклассников – время открытий, наблюдений, экспериментов. Предметы им нравятся, что ещё может быть лучше для педагога! Понимая, что детям не всегда интересно смотреть в учебник, готовлю видео, презентации, игры. Тесты – через телефон, а их результаты выводятся на интерактивную доску: как в гонках – кто кого обогнал.
Дети учатся с удовольствием - я довольна. Это работа моей мечты. И, безусловно, призвание.
Даже больше, чем призвание. Да, не зря говорят, что не все могут стать врачами, но и учителями тоже. Просто в один день просыпаешься с этой мыслью, со стремлением учить.

Наталия Скоробогатова: Найти контакт с родителями и детьми помогает улыбка

— Почему я пришла работать в школу? На самом деле все просто. Это была моя мечта с шестнадцати лет, когда я поработала вожатой. У меня был самый младший отряд — как раз возраст начальной школы. Я так загорелась этой профессией, что о профессиональном будущем уже не задумывалась.
Мне хотелось быть учителем именно в начальной школе, потому что дети в таком возрасте не только забирают, но и отдают энергию, делятся своими переживаниями. Они дают толчок к переосмыслению, казалось бы, привычных вещей. Мы учим друг друга. Это взаимовыгодная партия.
Несмотря на частые разговоры о том, что «в школе не заработаешь, родителям не угодишь», Наталия своим примером доказывает обратное, не только выбрав работу педагога, но и отстояв свое право работать с детьми.
- Я из тех молодых специалистов, которых «учила» пандемия. Очную форму обучения, но в дистанционном режиме, я поменяла на заочку. Зачем тратить время, если можно напрямую набираться опыта. Так устроилась на работу сначала в детский клуб, потом в детский сад. Правда, работы учителем в городе не нашлось, зато здесь приняли. Помогли с жильём. Не всем так везёт. Многие молодые учителя из-за таких трудностей, отсутствия поддержки ищут более легкого заработка и уходят из профессии. Перегорают.
А это пламя необходимо поддерживать, в себе, в детях. Дети вообще дают большую отдачу. Мои малыши – настоящее золото. Молодцы родители: чуткие, понимающие. И, конечно, самая большая драгоценность – это мои коллеги, старшие товарищи, наставники, помощники. Меня окружает поддержка со всех сторон. Благодаря этому относительно легко работать.
Относительно - потому что с детьми не должно быть легко. Если это так, значит ты ничего не делаешь, никак не развиваешься или что-то делаешь не правильно. Если трудно - то стараешься, вкладываешься на «все сто». Но в этом и есть вся прелесть, азарт. Это как судоку: ты продумываешь миллион ходов - как себя подать, как провести урок, как сделать его интересным и детям, и себе…
Для меня это непередаваемые ощущения, когда ты видишь 30 пар глаз, которые на тебя смотрят и ждут от тебя знаний. На мой взгляд, это дорогого стоит.