Первые научные детские площадки появятся в регионах России в 2023 году

8:00 20 марта 2023
Наш корреспондент
Новости области
176
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
«В рамках реализации инициативы мы планируем привлечь всех технологических лидеров России и совместно, в соавторстве, разрабатывать научные площадки, показывать ребятам разработки и технологии, чтобы в дальнейшем у них возникало чувство гордости, и они с уверенностью шли в научные сферы. Проект будет интересен детями взрослым. Научные объекты на детских площадках будут оснащены QR-кодами, перейдя по которым, родители и дети смогут получать не только простые пояснения о научной значимости объекта и принципах его работы, а также просмотреть просветительское видео и узнать о возможностях получения профильного и общего образования в родном регионе»,—комментирует планы по реализации инициативы «Научные детские площадки»Наталья Игоревна Алтынник, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, Председатель экспертной группы по верификации научной составляющей проекта «Научные детские площадки», директор малого технологического университетаБГТУ им. В.Г.Шухова.

На полях II Конгресса молодых учёных проект «Научные детские площадки» стал предметом обсуждений и на особой сессии, которая была посвящена детям и нашему будущему. Представители научного сообщества, государственной власти и бизнеса решали, как прийти к тому, чтобы университет для самых маленьких появился в каждом дворе и стал точкой притяжения для детей и их родителей.

Одной из участниц сессии стала Татьяна Васильевна Мамонтова, ведущий научный сотрудник Северо-Кавказского федерального научного аграрного центра, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. По её мнению, производителям научных детских площадок в первую очередь необходимо учитывать специфику региона, где она будет установлена.

«Необходимо вовлекать в науку детей дошкольного возраста с помощью научных детских площадок. Мы спрашивали у школьников и у детей в детском саду о том, кто такой ученый и чем он занимается. Дети сказали, что ученый – этот тот, кто много учится, может что-то починить, изобрести. Это действительно является показателем того, что все наши старания вовлечения молодежи в науку не напрасны и мы работаем в верном направлении. Касательно механизмов распространения, сейчас существует рейтинг научно-технологического развития региона, показатели этого рейтинга будут меняться и возможно необходимо ввести, как один из критериев оценки, наличие научных детских площадок. Тогда регион будет заинтересован. Производителям я хочу посоветовать учитывать специфику региона. Предлагать такие научные детские площадки, которые будут учитывать специфику региона. Тогда мы с самого раннего возраста будем вовлекать детей в науку и помогать поступать в местные вузы, а не уезжать за физикой в столицу», — рассказалаТатьяна Васильевна Мамонтова.

Как будут выглядеть научные детские площадки, было определено по итогам проведения ряда конкурсов, в том числе конкурса «Нарисуй науку», который направлен на разработку концепций при участии детей и ученых. Благодаря конкурсу «Нарисуй науку» дети приняли участие в разработке и стали соавторами «умных» площадок. Лучшие работы начали интегрировать в проекты научных детских площадок и на их основе создавать малые архитектурные формы. Второй конкурс – «Развитие – Сопр» (социально ориентированные проекты) – поддержал компании-представителей малого бизнеса, желающих создать концепции и установить научные детские площадки. Победителем первого конкурса «Развитие – Сопр» стала компания «Телеконт», развивающая Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) в городе Жуковском Московской области.

Принять участие в конкурсе могли компании, относящиеся к налоговым резидентам Российской Федерации и обладающие статусом «Микропредприятия» или «Малого предприятия». Конкурс на создание проектов научных детский площадок «Развитие – Сопр» проводится во второй раз. Заявки, поданные на первый конкурс, сейчас проходят процедуру конкурсного отбора жюри. По итогам конкурсов финансовую поддержку проектам окажет Фонд содействия инновациям.

«Площадки должны в игровой форме стимулировать интерес детей к научным дисциплинам, к основам высокотехнологичной промышленности, сельскому хозяйству, здравоохранению, вопросам улучшения экологической ситуации и др. Для этого дошколятам и маленьким школьникам не надо ехать в областные и даже районные центры, где уже появились объекты аналогичной направленности – научные музеи, кванториумы. Научные детские площадки должны стать элементами каждодневной комфортной среды обитания придомовых территорий», — отмечает российский учёный, советник генерального директора Фонда содействия инновациям Иван Михайлович Бортник.

При создании научных детских площадок иоценке конкурсных проектов учитывались комфорт и безопасность. Например, детские площадки должны быть удобными для посещения и самостоятельного использования детьми, находиться в шаговой доступности от домов или образовательных учреждений, находиться на открытом воздухе, иметь антивандальную защиту. Важно, чтобы проекты, а затем – и сами площадки соответствовали самой идее инициативы «Научные детские площадки» Десятилетия науки и технологий и в игровой форме могли заинтересовать детей наукой и профессией ученого.
Глобальная задача состоит в том, чтобы распространить в масштабах всей страны опыт проектирования площадок, на которых ребенок не только развивается физически, но и познает базовые научные принципы.В настоящее время уже сформирован каталог научных детских площадок для работы с регионами, в котором представлено 7 альтернативных проектов, включающих 18 концепций. Также в 2022 году создан и представлен проект научной детской площадки в Сочи, который будет реализован в 2023 году. Разработаны эскизы и концептуальное наполнение площадок для городов Дубна и Жуковский Московской области (консультационное сопровождение проекта ведут Объединённый институт ядерных исследований и Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского). А Министерство просвещения Российской Федерации разработало проект научной детской площадки в «Артеке».

Инициатива, представленная в Десятилетии науки и технологий, может кардинально изменить отношение к детским площадкам и инфраструктуру развивающего досуга города в целом. Проект будет способствовать не только вовлечению детей в науку, но и в целом обогащению городской среды, делая её разнообразной.

Читайте также

110 детей-сирот уже получили жилищные сертификаты в этом году

Подписывайтесь на Светлые вести в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон