Районные газеты не жируют

8:49 17 августа 2021
Актуально
234
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Как живут местные издания? Каков их постоянный читатель? Как складывается экономика организаций? Что волнует редакции районных газет и о чем они мечтают? О судьбе муниципальных СМИ, их жизни и перспективах корреспондент «Региона 64» поговорил с министром информации и печати Саратовской области Светланой Бакал.

- Районные СМИ во все времена бесперебойно обеспечивали информацией своих читателей и были основой коммуникаций на местном уровне. Что происходит с изданиями сейчас, когда к читателям печатных изданий пришли интернет и социальные сети?
- Как в известной цитате «Не будет ни театра, ни кино - только телевидение» герой ошибался, так и прогнозы по засилью соцсетей, которые отменят традиционные СМИ, сильно преувеличены. Районные издания живут и развиваются, учитывая эту новую реальность в своей работе. Районки остаются в нашем регионе серьезным информационным ресурсом с общим разовым тиражом 100 тысяч экземпляров, а с учетом коэффициента семейности аудитория печатной версии составляет около 300 тысяч читателей. Ни одного областного издания, сопоставимого с ними по тиражам, даже близко нет.

Сегодня в регионе выходит 41 муниципальное издание. Наши местные газеты имеют свою историю, некоторым из них уже более 100 лет. И за весь этот период, за перестройку, постперестроечные годы, временно прекратила свой выпуск только одна районная газета, при том что в этом же районе продолжает регулярно выходить еще одно муниципальное издание. А что касается их «дружбы» с интернетом, то она есть: все издания имеют свои сайты, часть из них зарегистрирована как самостоятельные СМИ, это нормальная практика. Наши редакции очень активны в соцсетях, где они ведут редакционные аккаунты. Сегодня интернет-аудитория районок - 170 тысяч подписчиков - уже превысила печатные тиражи.

- А как такое изменение аудитории сказывается на экономике изданий?
- Конечно, экономические трудности есть. Обусловлены они объективными причинами: снизился рекламный поток и в связи со снижением экономической активности, и по причине развития интернет-площадок для рекламных объявлений. Уровень интернет-аудитории пока не позволяет монетизировать это направление. Снижаются продажи прессы в нестационарных торговых объектах и ритейле, это тоже общемировая тенденция. В то же время увеличились тарифы на типографские и коммунальные услуги, почтовые тарифы. Как и другие социально ориентированные отрасли бизнеса, районные медиа сегодня нуждаются в помощи. Так что руководители районных газет деньги считают очень тщательно, и редакции совсем не жируют.

- Кто оказывает финансовую поддержку районным газетам?
- Поддержка учредителей СМИ из местного и областного бюджетов является важной составляющей доходных частей бюджета редакций, хотя, безусловно, не в полной мере компенсирует убытки районных СМИ. За последние пять лет сумма муниципальной поддержки выросла более чем в два раза и составила 32,2 млн рублей по итогам 2020 года. Общая сумма оказываемой помощи муниципальным редакциям из областного бюджета за три года увеличилась на 166,7% и составила в 2021 году 20 млн рублей.

Каждое муниципальное издание за счет бюджета региона субсидируется в зависимости от тиража, аудитории, насыщенности, активности продвижения в интернете и других факторов. Сумма поддержи варьируется от 300 до 700 тысяч рублей, получателями являются все муниципальные издания. Кроме того, районные СМИ получают федеральную поддержку по линии Минкомсвязи России на реализацию социально значимых проектов. Это абсолютно оправданный уровень поддержки, необходимый для обеспечения жителей районов официальной информацией.

- Что сегодня волнует коллективы районок и есть ли какие-то мечты? И как вы видите перспективы муниципальной прессы?
- Вы знаете, наши редакторы - очень творческие и разносторонние люди. И круг вопросов, которые они задают, и направлений, над которыми они работают, очень широк. Из наболевших и часто обсуждаемых тем - кадровый ресурс и привлечение молодежи в редакции. К сожалению, пока редакционная зарплата проигрывает уровню зарплат в соцсфере. И это задача номер один. Иначе нам молодежь не привлечь, а это жизненно необходимо.

Мечты у руководителей районных СМИ очень приземленные, они хотят приобрести новую технику, хороший фотоаппарат или даже автомобиль. Некоторым это удается. Что касается перспектив для районных газет - они очень хорошие, несмотря на естественные сложности. Местные издания будут всегда. В отличие от многих федеральных и областных изданий, у них есть неисчерпаемый источник уникального контента - новости о тех, кто живет рядом. Они рассказывают о близком и родном. И именно это - залог их дальнейшего процветания.

По данным информагентства "Регион64"
https://sarnovosti.ru/articles/rayonnye-gazety-ne-zhiruyut/